ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный Центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» в 2014 году действовало на основании Устава утвержденного КУГИ г. Санкт-Петербурга (распоряжение от 19.12.2011г. № 3521-рз «О переименовании СПб ГУЗ ВЦДОиТ «Огонек» и утверждении Устава в новой редакции»).
ВЦДОиТ рассчитан на 236 круглогодичных коек, в т.ч. 10 платных, для детей в возрасте от 4 до 17 лет с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата.
Профиль коек: ортопедический – 150 коек, травматологический (в т.ч. с последствиями ожоговой болезни) – 86 коек (распоряжение Комитета по здравоохранению от 10.10.2013г. №509-р).
ВЦДОиТ имеет:
В отчетном году:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
За отчётный период проведены работы по косметическому и текущему ремонту гардероба для детей, лечебно-диагностических кабинетов (компьютерного тепловидения, электромагнитной стимуляции, теплолечения, низкочастотной магнитотерапии, иглорефлексотерапии), коридоров 3 и 4 отделений, ванной комнаты 2 отделения, полов в 3-х палатах 5 отделения; проведена замена напольного покрытия школьных коридоров, кабинетов тренажерной гимнастики и ЛФК ФБУ с ОС, кухни озокерита; оборудован концертный зал для детей.
В 2014г. в рамках благоустройства территории:
- перенесена контейнерная площадка для сбора мусора, заасфальтирован к ней подъезд;
- членом Союза художников Блонским А.М. изготовлен и установлен на территории Центра памятник «Победа» в честь работников учреждения, принимавшим участие в Великой отечественной войне.
- силами работников учреждения проведен выборочный косметический ремонты игровых и спортивных площадок для детей.
Тем не менее, территория ВЦДОиТ нуждается в дальнейшем благоустройстве и, в первую очередь, в капитальном ремонте и организации новых игровых площадок.
Для обеспечения пожарной безопасности учреждения в отчетном году проведено:
- текущее техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), речевого и звукового оповещения и управления эвакуацией при пожаре и внутреннего пожарного водопровода;
- командно-штабное учение на тему: «Организация эвакуации пациентов при возникновении пожара на пищеблоке»;
- 4-х учебно-тренировочных занятий по организации эвакуации детей и персонала при ЧС с имитацией тушения пожара (совместно с ГКУ «ПСО ППС»);
- 12 плановых проверок состояния пожарной безопасности в структурных подразделениях, 4 проверки состояния АПС и СОУЭ, 4 проверки состояния внутреннего противопожарного водопровода, одна проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций в административном здании и гараже.
Мероприятия, предусмотренные адресной Программой по пожарной безопасности на 2014 год, выполнены в полном объеме.
Аварий на инженерных сетях в учреждении в 2014г. не было.
Приобретено следующее медицинское оборудование: аппарат для высокочастотной магнитотерапии «ВЧ МАГНИТ-МЕД ТеКо», аппарат поляризованного света «Биоптрон Про-1», магнитный стимулятор «НЕЙРО МС/Д», аппарат для ударно-волновой терапии «MASTERPULS MP200», механотерапевтический аппарат для пассивной разработки коленного и тазобедренного «Артромот К», двухканальные портативные приборы БОС терапии «МИСТ» - 3шт., мелкий спортивный инвентарь для занятий лечебной гимнастикой, в т.ч. в бассейне, приставка для реовазографического исследования сосудов головного мозга, допплерограф ультразвуковой компьютеризированный для исследования кровотока ММ-Д-К («Минимакс-допплер-К»), аппарат для обработки наконечников, мебель медицинская.
РАБОТА С КАДРАМИ
По-прежнему приоритетное направление в работе с кадрами - повышение квалификации сотрудников. В 2014 году курсы усовершенствования закончили и получили соответствующие сертификаты:
- 9 врачей (на базе СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова);
- 13 медицинских сестер (а базе СПб ЦПКСМО№ 1 и УКЦ «Медтехника»);
- 4 инструктора-методиста по ЛФК (на базе СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова).
Процент имеющих сертификат:врачи – 100%, средний медицинский персонал – 98% (не имеет сертификат, но имеет право работать по специальности одна медицинская сестра, которая окончила двухгодичные курсы медицинских сестер (основание: информационное письмо МЗ РФ от 10.03.1999 № 15-00102-3)).
Процент сотрудников, имеющих квалификационную категорию: врачи – 80%; средний мед. персонал – 78%; педагогический персонал – 66%.
В 2014 году за высокие показатели в работе поощрено 45 человек. По итогом конкурса на премию Правительства Санкт-Петербурга «Лучший врач года» Арсеньев А.В. ,заведующий отделением, занял 2-е место в номинации «Лучший врач хирургического профиля учреждений детской стационарной помощи».
КОЕЧНЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Функцию отбора пациентов для лечения в условиях ВЦДОиТ выполняет Врачебная Комиссияучреждения. В своей работе комиссия руководствовалась «Показаниями и противопоказаниями для поступления в ВЦДОиТ «Огонек» и разнарядкой мест на 2014 год. Всего за год проведено 80 заседания Врачебной комиссии по отбору пациентов для лечения в Центре.
В целом, необходимо отметить активную работу районных ортопедов по направлению больных на лечение в ВЦДОиТ «Огонек». Разнарядка по районам выполнена на 110% (по поликлиникам - 107%, по стационарам – 118%), в 2013г. - на 110% . Приняты документы у 1 649 детей, из них оформлены в поликлиниках города - 1 236, в стационарах – 413.
Не выполнена разнарядка (с учетом отказов Врачебной комиссии) в следующих районах: Выборгский(-1), Калининский (-3), Курортный (-5), Московский (-4), Невский (-1) и Приморский (-11) районы.
Следует так же отметить, что в течение года рядом районов не соблюдались месячные лимиты мест (Красносельским, Кировским, Калининским, Приморским, Фрунзенским, Московским и др.). Этот факт значительно затруднял работу комиссии и приводил к негативным реакциям со стороны родителей и пациентов.
Анализ выполнения разнарядки Таблица №1
№
|
Район |
План кол-ва мест |
Направлено больных |
Отказано в лечении |
Приняты докум. |
1. |
Адмиралтейский |
36 |
37 |
2 |
35 |
2. |
Василеостровский |
44 |
51 |
4 |
47 |
3. |
Выборгский |
106 |
108 |
3 |
105 |
4. |
Калининский |
100 |
103 |
6 |
97 |
5. |
Кировский |
80 |
111 |
13 |
98 |
6. |
Колпинский |
44 |
50 |
1 |
49 |
7. |
Красногвардейский |
78 |
88 |
5 |
83 |
8. |
Красносельский |
90 |
121 |
20 |
101 |
9. |
Кронштадтский |
17 |
24 |
- |
24 |
10. |
Курортный |
14 |
9 |
- |
9 |
11. |
Московский |
57 |
62 |
9 |
53 |
12. |
Невский |
105 |
108 |
4 |
104 |
13. |
Петроградский |
27 |
34 |
1 |
33 |
14. |
Петродворцовый |
39 |
73 |
2 |
71 |
15. |
Приморский |
123 |
123 |
11 |
112 |
16. |
Пушкинский |
44 |
49 |
1 |
48 |
17. |
Фрунзенский |
101 |
127 |
11 |
116 |
18. |
Центральный |
45 |
54 |
3 |
51 |
|
Всего из поликлиник: |
1150 |
1332 116% |
96 7% |
1236 107% |
19. |
Стационары |
350 |
414 118% |
1 0,2% |
413 118% |
|
Итого: |
1500 |
1746 116% |
97 6% |
1649 110% |
Врачебная комиссия учреждения отказала в лечении в условиях ВЦДОиТ 97 пациентам (6% от числа направленных детей). Причины отказа: нет показаний – 39 (40%), имеются противопоказания – 2 (2%), не оформлены документы (санаторно-курортные карты) – 2 (2%), необходимо дополнительное обследование – 5 (5%), в момент прохождения комиссии дети находятся на реабилитации в других стационарных учреждениях – 2 (2%), ребенок не является жителем Санкт-Петербурга – 1 (1%), отсутствие мест в районе – 46 (47%). Отказы из-за отсутствия мест в районе наблюдаются в основном в весенне-летний период, когда на комиссию направляется значительно большее количество пациентов, чем выделено мест по разнарядке.
№ п/п |
Показатель |
План |
Фактическое выполнение |
Всего 2014г. |
Всего 2013г. |
|||
Гос. задание |
Платные услуги |
Гос. задание. |
Плат ные услуги. |
|||||
1. |
Мощность |
226 |
10 |
226 |
10 |
236 |
236 |
|
2. |
Число пролеченных больных |
1500 |
80 |
1567 |
126 |
1693 |
1694 |
|
3. |
Пролечено инвалидов |
- |
132 7,8% |
132 7,8% |
108 6,4% |
|||
4. |
Пролечено сирот |
- |
39 2,3 |
39 2,3 |
24 1,4% |
|||
5. |
Койко-дни |
72772 |
3220 |
72917 100,2% |
3717 112% |
76 634 101% |
76891 101% |
|
6. |
Работа койки в году |
322 |
322 |
323 |
365 |
325 |
326 |
|
7. |
Оборот койки |
6,6 |
8 |
7 |
12 |
7 |
7 |
|
8. |
Число дней пребывания на койке |
49 |
40 |
46 |
30 |
45 |
45 |
|
9. |
Процент этапной госпитализации |
23 |
- |
22 |
- |
22 |
24 |
|
10. |
Процент продления лечения |
2 |
- |
|
|
1,9 |
1,6 |
|
11. |
Процент досрочной выписки |
2 |
- |
3,8 |
- |
3,8 |
2,8 |
|
Из числа пролеченных больных 132 ребенка (7,8%) являются инвалидами (в 2013г. – 108 (6%)).
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
За отчётный год проведено 125 амбулаторных консультаций. Амбулаторные консультации в ВЦДОиТ относятся к платным услугам. Запись на консультацию проводится по телефону или при обращении через интернет-сайт учреждения.
Всего в отделении лучевой диагностики в 2014 году проведено 3 878 исследований. Первично обследовано 1 412 детей (84%), в 2013г – 1 389 детей (82%). Исследований на одного ребёнка – 1,64. В отделении проводились рентгенологические обследования, компьютернаятермография и ультразвуковая диагностика. В отчетном году в работу рентгеновского кабинета внедрена методика оценки угла ротации позвонка на вершине сколиотической деформации с помощью компьютерной программы «AngleSpine». Введен в действие локальный сервер, на который копируются результаты рентгенологического исследования пациентов для последующего хранения с возможностью доступа к базе данных врачей всех отделений непосредственно со своего рабочего места. Внедрена методика УЗ-допплерографического исследования периферического кровообращения.
В отделении функциональной диагностики и биомеханики за 2014 год проведено16 013 исследований, 2013г. - 15 972. Первично обследовано 1 663 ребенка (98%), в 2013г. - 1 672 ребенка (99 %). Исследований на одного ребёнка – 9,6 , в 2013г. – 9,5. . Применялись следующие методы исследования: ЭКГ, Холтеровское ЭКГ мониторирование, ЭМГ поверхностная, Спирография, Функциональное исследование стоп на аппарате «Foot-scan», Плантография, Подометрия, Оптическая топография. В отчетном году внедрена методика реографического исследования сосудов головного мозга (вертебро-базилярный бассейн и бассейн внутренних сонных артерий) (РЭГ).
За отчетный период врачом – стоматологом принято 1 539 первичных больных. 26% из них нуждалось в санации. За время пребывания в Центре санировано 29% детей из числа нуждающихся. Проведено 22 урока гигиены. Врачом-стоматологом выполнено 4 680 трудовых единиц.
Охват пациентов методами ЛФК, учитывая специфику учреждения, равен 100%. Применялись различные формы ЛФК: лечебная гимнастика (групповые и индивидуальные процедуры), тренажерная гимнастика, ФБУ с ОС, лечебное плавание. В среднем за курс лечения один ребенок получает 62 процедуры лечебной гимнастики. В отчетном году в работу внедрена методика механотерапии на аппарате «Артромот» при контрактурах коленных и тазобедренных суставов.
Массаж проводился с охватом 96% больных. 43 ребенка (4%) имели противопоказания или были выписаны досрочно. В среднем 1 ребенок получил 13 процедур массажа.
В 2014 году в отделении ФТЛ получал лечение 1 691 ребенок (99,9%), в 2013г. - 1694 (100%). Два ребенка имели противопоказания. Количество процедур на 1 ребенка – 45, в 2013г. – 43. В работу отделения внедрены новых методы аппаратной физиотерапии:
- Ударно-волновая терапия при дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов и позвоночника.
- Фототерапия поляризованным светом при травмах и дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов и позвоночника
В кабинете рефлексотерапии пролечено 9% детей. Количество процедур на одного ребёнка – 11. Рефлексотерапия проводилась методами классической иглорефлексотерапии, магнитопунктуры, светопунктуры, ЦЗЮ-терапии, СУ-ДЖОК терапии.
Протезно-ортезными изделиями снабжено 302 пациента (18%), в 2013г. – 328 (19%).
Охват медикаментозным лечением – 100%.
Питание детей проводится по трем возрастным группам (4-6 лет, 7-10 лет, 11-17 лет), в одну смену, 5 раз в день. Ежедневное меню составляется в соответствии с заверенным ТО Роспотребнадзора по СПб в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах двухнедельным цикличным меню, разбитым на два сезона (зимний и летний). Используется основная диета №15. По показаниям были использованы гипоаллергенная диета, диета №8 у детей с ожирением, индивидуальная диета (аглютеновая) у детей с целиакией. При организации лечебного питания проводится витаминизация пищи и используются продукты обогащенные микронутриентами (такие как хлеб, клюква, брусника, квашенная капуста и т.д.).
Число не болевших детей в 2014г. составило 1420 человек (84%), в 2013г. - 1 390 (82%). Среди заболеваний превалирует ОРВИ (225 случаев). С целью профилактики вирусных инфекций в Центре проводилось:
- выполнение санитарно-противоэпидемических требований по уборке, кварцеванию, проветриванию помещений, изоляции больных;
- ежедневные прогулки детей на свежем воздухе, контроль рациональности их одежды;
- фитоаэроионотерапия (курсами), витаминотерапия и витаминизация пищи;
- медикаментозная профилактика в период сезонного подъема заболеваемости;
- санитарно-просветительская работа: проводились беседы с пациентами, прочитано 8 лекций для родителей, на всех отделениях были выпущены санитарные листки.
Эффективность лечения в 2014 году составила 97%, в 2013г. – 96%.
Для повышения качества медицинской помощи в центре создана и функционирует служба качества медицинской помощи. В 2014 году ежемесячно проводился контроль качества медицинской помощи с применением индикаторов качества, разработанных в Центре. Результаты и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи доводятся до сотрудников Центра, осуществляется контроль выполнения рекомендованных мероприятий.
Службой качества медицинской помощи в 2014 году проведено 74 целевые экспертизы (в 2013 – 66), из них 67 с применением автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи (КМП). Тематические экспертизы не проводились. Поводом для проведения целевых экспертиз послужило: отклонение сроков лечения – 65 экспертиз; травма пациента – 1 экспертиза; отсутствие положительного эффекта по окончанию курса лечения – 4 экспертизы; неудовлетворенность лечением – 4 экспертизы. КМП надлежащее отмечено в 72 случаях (97%). КМП не надлежащее – 2 случая (3%), из них: 2 класса – 1 (1,5%), 3 класса – 1(1,5%). Всего выявлено 4 врачебные ошибка: 2 ранга – 1, 3 ранга –3.
По результатам экспертиз управленческие решения не принимались.
Для оценки качества медицинской помощи и удовлетворенности лечением в отчетном году проводился опрос родителей пациентов до 15 лет и пациентов 15 лет и старше. 98,5% опрошенных полностью удовлетворены качеством медицинской помощи оказываемой в ВЦДОиТ.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Основной целью работы педагогического подразделения ВЦДОИТ является создание максимально комфортных условий для лечения и обучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: отрыв от семьи, необходимое сочетание учебного и лечебного процессов, режим пребывания в детском учреждении, условия временного детского коллектива.
Семинары, методические объединения.
В истекшем году действовал семинар для воспитателей «Повышение психологической грамотности», который ежемесячно проходил под руководством педагогов-психологов Центра.
«Образовательные технологии» - постоянно действующие семинары для учителей. Семинары проходят 1 раз в месяц в проблемно-творческих группах. Основная цель проведения: обеспечить успешное овладение педагогами всех образовательных технологий и эффективное внедрение их на практике.
В Центре действуют 2 методических объединения: учителей и воспитателей.
Коллектив педагогов работает над темой «Создание среды, способствующей успеху в образовательном и воспитательном процессе». Реализация методической темы проходит по двум направлениям:
- «Повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения».
- «Формирование личности ребенка на основе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания».
Используемые методики и программы образования и воспитания.
В своей работе педагогический коллектив использует базовые государственные программы основного общего образования. При этом учитываются федеральные государственные стандарты (ФГОС) по всем общеобразовательным дисциплинам.
Кроме того, используются методики «Портфолио учащихся», «Метод проекта», «Система работы по подготовке учащихся 10 – 11 классов к ЕГЭ», «Мир вокруг нас».
Воспитатели Центра работают по следующим программам:
- Сказкотерапия («Волшебный мир внутри нас»). Группа младших школьников.
- «Успешная адаптация младших школьников в Центре».
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Дошкольники).
- «Этическая грамматика» (2 отделение).
- «Психологическое здоровье детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата».
- «Нравственно-этическое воспитание» (3-5 отделения).
- «Психология общения» (2-3 отделения).
- «От нравственного выбора к жизненному пути» (4 отделение).
- «Восстановление социального статуса подростков, путем воспитания эстетической культуры, формирование осознанно мыслительного мировоззрения» (4 отделение).
- «Воспитание нравственной основы отношения к жизни с учетом возрастных особенностей ребенка» (3 отделение).
Работа с кафедрами научных учреждений.
Педагоги ВЦДОИТ активно сотрудничаем с доцентом кафедры культуры СПб Университета профсоюзов Леваньковой Н.А., доктором психологических наук, профессором, деканом факультета психологии ЛГУ им.А.С. Пушкина Маклаковым А.Г., кандидатом психологических наук, доцентом Бар Н.С., методистом ЛОККиИ, преподавателем социокультурной деятельности и организации методики зрелищных форм досуга Кункиной Т.С.
На базе ВЦДОиТ «Огонек» в 2013 году начато и продолжено в отчетном году психологическое исследование «Картина мира подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата», которое проводит Крайнюков С.В.- воспитатель, аспирант кафедры Медицинской психологии и психофизиологии Санкт–Петербургского государственного университета (научный руководитель профессор Мамайчук И.И.)
Проводится исследование на базе Центра педагогом-психологом Афанасьевой О.П, аспирантом кафедры общей психологии ЛГОУ им. Пушкина на тему: «Психологические особенности успешных школьников – подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации». Научный руководитель д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки Губин В.А.
Так же Центр сотрудничает с лицеем искусств, музыкальной школой Стрельны и Петергофа, ДДТ Петергофа, ветеранской организацией.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ежемесячно проводятся родительские собрания, каждую пятницу родители имеют возможность пообщаться с воспитателями и учителями, работает психолого-педагогическая служба «Спрашивайте – отвечаем».
С целью информирования родителей о деятельности учреждения и жизни детей в Центре:
- в вестибюль Центра изготовлено 4 стенда, рассказывающих о профессиональной деятельности врачей, педагогов и воспитателей под общим названием «Мы – вместе!».
- выпущены 5 номеров газеты «Огонек-news»,
- ежемесячно оформляется Информационный стенд для родителей, иллюстрирующий досуговые мероприятия детей и подтверждающий их адаптацию, творческие способности, комфортное проживание.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Организация работы с детьми дошкольного возраста.
Основная образовательная программа дошкольной группы 1 отделения «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой. М.А. (издание 3, исправленное и дополненное).
Основные технологии: мнемотехника, игротренинг, методика ТРИЗ.
Подготовка детей к школе.
Виды занятий и их количество в неделю:
- ознакомление с окружающим миром, предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание – 1;
- развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 2;
- ознакомление с художественной литературой – 1;
- развитие элементарных математических представлений – 1;
- рисование – 1;
- лепка, аппликация, конструирование, ручной труд – 1;
- музыкальные занятия – 3;
- сказкатерапия – 1.
В работе с дошкольниками большое внимание уделяется физическому воспитанию. Ежедневно проводятся занятия по физкультуре, их длительность – 40 минут. Всего в неделю 5 занятий: 4 – физкультурные и 1 – игровое.
Организация работы школы.
В 2014 году педагоги школы ВЦДОиТ «Огонек» обеспечивали высокий уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы организации образовательного процесса.
В школе обучаются дети с 1 по 11 класс на основе Государственного образовательного стандарта. Работает 15 классов с 1 по 11: 1 класс – 1; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4класс – 1; 5 класс – 1; 6 класс – 2; 7 класс – 2; 8 класс – 2; 9 класс – 2; 10 класс – 1; 11класс – 1.
В работе школы использовались следующие общеобразовательные программы:
- базовые государственные, опирающиеся на ФГОС;
- индивидуальные общеобразовательные: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспектива», «Классическая начальная школа».
Средняя наполняемость классов – 17-18 человек. Режим обучения 5-дневная неделя. Время проведения уроков в течение года – вечер, с 15-00 до 19-10. В пятницу с 15-00 до 18-20. В первой половине дня проводятся дополнительные занятия по всем предметам. Со второго класса учащиеся изучают иностранные языки: английский и немецкий.
Деятельность школы организована по трем направлениям:
1) учебная деятельность;
2) внеклассная работа;
3) этическое воспитание.
Учебная деятельность была направлена на:
- обеспечение доступного качественного образования для учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- создание условий для развития и реализации творческих возможностей и способностей всех участников образовательного процесса;
- целенаправленное повышение профессиональной компетентности педагогов;
- освоение инновационных технологий обучения и внедрение их в образовательный процесс;
- обеспечение условий безопасности и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
Одна из особенностей работы школы – это преподавание в условиях многовариантных программ. Каждый ребенок хочет работать по программе своей «родной школы» и по-своему учебнику. Поэтому на уроках учитель стремится работать по базовой программе и по индивидуальной программе.
Главная задача, чтобы учащийся овладел основными знаниями по предмету и не отстал от программы своей школы. Учителя используют педагогику успешности и индивидуальный подход. Дети, которые находятся на домашнем обучении, учатся в классе вместе со всеми детьми.
Одна из задач педагогов – работа со слабоуспевающими учениками. Каждая творческая группа учителей работала по выработке основных положений работы со слабоуспевающими учащимися. Основная работа с такими детьми ведется на дополнительных занятиях в первой половине дня. Организованы индивидуальные консультационные занятия. Целенаправленная работа педагогов позволила добиться повышения познавательного интереса, активности учащихся, ликвидации пробелов в знаниях, повышения мотивации к обучению.
Система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы.
На протяжении всего учебного года после каждой четверти учителя определяли качества знаний и успеваемость по предметам. В целом успеваемость по всем предметам 100-процентная, а качество знаний по предметам выше 60 процентов.
В рамках внутришкольного контроля в течение года проводились административные контрольные работы во 2 – 11 классах. Цель:
- проверить знания, умения, навыки учащихся по основным темам;
- выявить усвоение знаний, предусмотренных программой.
Виды работ: контрольные диктанты; тестовые задания; пробные контрольные работы ОГЭ по русскому языку и математике.
Анализ контрольных работ показал, что основная часть школьников освоила программный материал на хорошем уровне.
Внеклассная работа. Третий год педагоги реализуют проект «Познание и творчество».
Внеклассная работа построена на использовании предметных декад, которые проводились согласно графика, утвержденного методическим советом школы. В учебном году были проведены следующие декады: «Ты и твое здоровье», «По странам и континентам», «В гостях у Пифагора»,«Могучий русский язык», «О спорт - ты жизнь»,«Путешествие по странам Скандинавии».
Этическое воспитание. Основная задача этического воспитания – включение ребенка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщение к этим нормам. Главная задача педагогов – сделать этот процесс радостным, живым, творческим и деятельным.
В 5 классе учитель русского языка и литературы работает по технологии этического воспитания Шемшуриной А.И. Разработано 15 тем, в основе которых лежит деятельная форма усвоения этических понятий. Основная форма проведения – этическое занятие-диалог.
Организация досуга для детей школьного возраста.
Главной методической темой в работе воспитателей является тема «Формирование личности ребенка на основе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Исходя из этой темы, основными направлениями в работе 2014 года стало: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей.
Руководствуясь Рекомендациями Комитета по Образованию Санкт-Петербурга, памятными событиями и историческими периодами нашей страны (открытие Олимпиады в Сочи, 200-летие со д.р. М.Ю. Лермонтова, 250-летие Эрмитажа) а также, основными юбилейными датами в жизни нашего города Санкт-Петербурга (в.ч. Стрельны), весь год проводилась целенаправленная, планомерная работа с детьми и их родителями.
Для улучшения досуговой деятельности в октябре 2014 года наш Центр открыл двери полноценного концертного зала с новой свето- и звукотехнической аппаратурой, что позволяет вести всю культурно – массовую работу на высокопрофессиональном уровне, используя новые технологии. Для занятий театрализацией в отчетном году была пополнена новыми костюмами костюмерная.
Методические темы воспитателей ВЦДОИТ:
«Гражданско-патриотическое воспитание»; «Школа этикета Нравственное воспитание детей 3-5-х классов»; «Влияние сказкотерапии на успешную адаптацию детей в ВЦДОиТ «Огонек»; «Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к разрешению различных жизненных ситуаций, как основа социальной адаптации подростков; Восстановление социального статуса подростков путем воспитания этической культуры, формирования осознанно-мыслительного мировоззрения»; «От нравственного выбора к жизненному пути»; «Психологическое здоровье подростков в условиях временного детского коллектива»; «Игровой тренинг как средство успешной адаптации младших школьников в ВЦДОиТ «Огонек»; «Азбука Здоровья»; «Музейная педагогика»; «Нравственное и патриотическое воспитание через историческую память и произведения искусства»; Программа «Подготовка к школе» «Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста»; «Игровой тренинг как средство адаптации младших школьников»; «Формирование сплоченности коллектива в старшем подростковом возрасте. «Психолого-педагогическое сопровождение старших школьников».
Время досуга разделяется на ежедневное, отдых в праздничные дни, каникулярное время и досуговую терапию в процессе учебного времени.
В ежедневный досуг входят: различные игры, беседы, викторины, театрализация миниатюр, музыкальные занятия, просмотр документальных фильмов и подготовка презентаций, рисование и другие.
В праздничные дни: тематические праздники, концерты, литературные и музыкальные композиции, театрализованные вечера, встречи с интересными людьми, дискотеки, конкурсы песен и хороводов, конкурсы поделок, газет, рисунков.
В каникулярное время планируются тематические недели (которые предполагают ежедневные различные мероприятия.
В качестве новой формы работы педагоги Центра активно используют социопространство, т.е. работа вне стен Центра. В этих рамках дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании п. Стрельна, «Дворцом Конгрессов». Традицией стало проводить совместные мероприятия с библиотекой им. Ю.Инге, как у них на площадке, так и в Центре. Проводятся совместные праздники, экскурсии по музею, литературные чтения, просмотры и обсуждение документальных видео фильмов и книжных новинок. Проводятся беседы, театрализованные вечера, вечера загадок, викторины, ребусы, раскрашивание иллюстраций известных книжек. Проводятся мастер-класс по изготовлению подарков и сувениров своими руками, встречи с писателями, интерактивные игры к юбилеям книг и писателями.
Организация экскурсионной и краеведческой работы.
Эта работа проводится в каникулярное время и праздничные дни, в основном используются пешеходные экскурсии. Во время пешеходных экскурсий дети знакомятся с историей Петергофской дороги и ближайшими усадьбами, дворцом - музеем Петра 1, Коттеджем, Фермерским дворцом, Константиновским дворцом, малыми дворцами Петергофского заповедника. В праздничные дни МО пос. Стрельна предоставляет автобус, и дети посещают места боев Стрельны и Петергофа, проходившие во время ВОВ. Традицией для «Огонька» стали театрализованные Линейки Памяти, проводимые к памятным датам. Вот уже несколько лет подряд Центр сотрудничает с руководством «Дворца Конгрессов» в плане экологического просвещения граждан и дети с педагогами принимают самое активное участие в ежегодных конференциях и Акции ЭКО-десант «За чистый берег Стрельны».
На территории Центра расположено 10 скульптурных памятников и композиций, принятых в дар «на вечное хранение» от скульптора члена Союза Художников Санкт-Петербурга А. М. Блонского; разработаны экскурсионные прогулки и проводятся интерактивные игры, ведется работа по созданию на территории нашего Центра Музея скульптур под открытым небом.
В Центре разработаны презентации по краеведению: «Зеленый пояс славы», «Поселок Стрельна», «Александрия. Коттедж», используются эксклюзивные видео фильмы «Возрожденный шедевр» о Константиновском дворце, «Троеце-Сергиева пустынь», «Пригороды Петербурга», а также проводятся театрализованные праздники и прогулки: «Петергофская дорога», «Поэт К.Р.», «Путешествие из Петербурга в Стрельну».
Организация работы кружков.
В Центре работают 2 кружка: английский язык и музыкальный. Было охвачено 20 % детей в течение года и 70 % в летний период.
Формы работы и количество проведенных мероприятий.
Формы работы
|
Количество |
Праздники |
14 |
Тематические вечера |
28 |
Уличные мероприятия (в т.ч. дискотеки) |
18 |
Спектакли и концерты |
7 |
Вечера-конкурсы |
13 |
Смотр строя и песни (тематические) |
2 |
Беседы, лекции, дискуссии |
89 |
Интерактивные игры |
19 |
Мастер-классы |
2 |
Музыкальные гостиные и конкурсы чтецов |
12 |
Митинги, возложения, встречи с ветеранами |
4 |
Краеведческие пешеходные экскурсии |
6 |
Тематические акции |
3 |
Другие мероприятия |
57 |
РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.
В учреждении работает 2 психолога.
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение лечебно-образовательного процесса в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
Основу программы психолого-педагогического сопровождения составляет операциональный блок, включающий в себя четыре подблока: диагностический, коррекционный, консультативный, информационный.
Диагностический блок.
Данный структурный компонент включает в себя следующие диагностические процедуры: диагностическая беседа (отборочная комиссия); анализ полученной информации; предварительное выявление детей «группы риска»; индивидуальная и групповая диагностика;
Целью диагностического блока является получение данных об особенностях психоэмоционального состояния и психологических характеристиках детей, особенностях адаптации и мотивации.
Психодиагностическая работа.
Вид занятий |
Количество обследованных детей |
Количество диагностических встреч на одного ребёнка |
Экспресс-диагностика вновь поступивших детей |
1677 |
1 |
Углублённая диагностика по запросу лечащих врачей, педагогов или родителей, подростков |
178 |
1-3 |
Мониторинговое исследование |
113 |
1-2 |
Итого |
1968 |
|
Результаты диагностики форм агрессии у младших и старших подростков.
В рамках первичной диагностики на первой неделе пребывания проведено исследования агрессивных форм проявления личности подростков. Выборку составили две группы подростков: группа младших подростков 10-13 лет (2-3 отделение) в количестве 395 человек и старших подростков 14- 18 лет (4-5 отделение) в количестве 395 человек.
Сравнительный анализ форм проявления агрессивности у младших и старших подростков представлены на рис. 2.
Рис.3. Сравнительный анализ форм проявления агрессивности у младших и старших подростков.
Примечание: данные представлены в баллах. Формы проявления агрессивности: Ф-физическая агрессия; К –косвенная; Р – раздражительность; Н – негативизм; О –обидчивость; П – подозрительность; В – вербальная агрессивность; Ч – чувство вины
В результате сравнительного анализа можно сделать вывод, что младшие подростки чаще проявляют физическую агрессию, реже вербальную по сравнению со старшими подростками, имеют повышенные показатели подозрительности, косвенной агрессии. Реакция раздражительности и негативизма свойственна старшим подросткам, что, вероятно, связано с возрастными особенностями. Формирование чувство вины, скорее, связано с семейным воспитанием и воздействием социального окружения (детский сад, школа).
Исследование типа отношения к болезни подростков, находящихся на лечении в ВЦДОиТ «Огонёк»
С октября 2014 года была внедрена методика ТОБОЛ, разработанная на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, направленная на исследование отношения к болезни. Было продиагностировано 25 подростков в возрасте 13-18, находящихся под наблюдением психолога, по причине нарушения взаимодействия, адаптации, негативного самопредъявления. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рис.3. Распределение типов отношения к болезни среди подростков.
Примечание: данные представлены в процентах. Типы отношения к болезни: Г - гармоничный, Р -эргопатический, З - анозогнозический, Т - тревожный, И - ипохондрический, Н - неврастенический, М -меланхолический, А - апатический, С - сенситивный, Э - эгоцентрический, П - паранояльный, Д -дисфорический.
Таким образом, среди подростков 13-18 лет доминирующим является апатический тип отношения к болезни, для которого характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. Вялость
и апатия в поведении, деятельности и межличностных отношениях. Такое проявление, скорее, негативно отразится на результатах лечения, межличностном взаимодействии и адаптации в целом.
Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающая работа включает в себя: индивидуальные беседы с детьми «группы риска», коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме, индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях, индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблемы с адаптацией в новом коллективе.
В индивидуальной коррекционной работе используются преимущественно методы арт-терапии, психогимнастики, приёмы телесно-ориентированной терапии, игровая терапия. В результате проведённых индивидуальных коррекционных мероприятий с подростками, наблюдается положительная динамика их состояния. Так, высокий уровень ситуационной (реактивной) тревожности снизился до умеренного у 82 % детей (выборка составила 159 детей) и у 18% отмечается незначительная динамика. Вероятно, это связано с особенностями временного детского коллектива, которые не позволяют достичь устойчивого результата у всей выборки.
Всего за 2014 год проведено 470 групповых и 270 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Причем групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.
Консультативный блок.
Консультативная работа проводилась с целью более эффективной работы с детьми.
В отчетном году проведено 1148 консультаций. Наибольшее количество консультаций проведено с воспитателями и лечащими врачами по поводу взаимодействия с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми на отделениях, а также по частным вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей и подростков. Ведутся журналы учета индивидуальных консультаций.
Информационный блок
Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата во временном детском коллективе, улучшение форм общения педагогов с детьми, психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.
В течение года велась групповая работа с детьми и подростками с целью сплочения коллектива, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции, снятия напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ВЦДОиТ является учебной клинической базой кафедр детской и взрослой ортопедии и травматологии, кафедры медицинской реабилитации, лечебной физкультуры и спортивной медицины, кафедры педиатрии №3 СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова, кафедры адаптивной физкультуры института им. Лесгафта, ГБОУ среднего профессионального образования педагогического колледжа №1 .
Продолжается активное сотрудничество с РосНИИТО им. Вредена Санкт-Петербург, СПбНИДОИ им. Г.И.Турнера, институтом цитологии АМН РФ, НИИТО Нижний Новгород, Федеральным вертебрологическим Центром (Новосибирск) и с ФГУЗ санаторий «Пионерск» (Калининград), СПб Университетом профсоюзов, ЛГУ им. А.С. Пушкина.
В 2014г. сотрудниками Центра сделано 18 устных и 6 стендовых докладов на различных научно – практических съездах, симпозиумах и конференциях:
- Арсеньев А.В., Курченко С.Н., Егорова Н.А., Хабарова Ю.С. Антропометрические особенности пациентов с идиопатическим сколиозом. Устный доклад.
- Арсеньев А.В., Михайлов В.М., Соколов Г.В. Действие слабых магнитных полей на ростковые зоны костей. Устный доклад.
- Арсеньев А.В, Шашко А.А. Опыт клинического применения слабых магнитных полей для управления активностью ростковых зон. Устный доклад.
- Поморцев И.Ю., Дудин М.Г., Балошин Ю.А. Математическая модель 3D деформации позвоночного столба. Устный доклад.
- Панкратова Г.С., Дудин М.Г. Анатомо-топографические особенности мочевыделительной системы у детей идиопатическим сколиозом. Стендовый доклад.
- Пугачёва Н.В., Гайдук Т.Г. Упражнения на подвесной системе «Экзарта» в комплексном лечении детей с болезнью Шоерман-Мау. Устный доклад.
- Рыбка Д.О., Арсеньев А.В., Арсеньева М.С. Ультразвуковые особенности ростковых зон костей нижних конечностей у детей. Устный доклад.
- Сынгаевская И.Н., Бумакова С.А., Пинчук Д.Ю., Дудин М.Г. Н- рефлекс в оценке результатов микрополяризации спинного мозга у детей с идиопатическим сколиозом 0-1 степени. Устный доклад.
- Шашко A.А., Курченко С.Н.., Дудин M.Г., Нетылько Г.И., Ашмаров В.В. Исследование накопления фотосенсибилизатора в ростковых зонах длинных трубчатых костей у экспериментальных животных. Стендовый доклад.
- Арсеньев А.В. Разная длина конечностей. Опыт консервативного лечения. Устный доклад.
- Фалинский А.А., Дудин М.Г. Опыт работы Восстановительного Центра для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Устный доклад.
- Mikhail Dudin, Dmitry Pinchuk, Victor Pechersky, Tatyana Avaliany, Tatyana Khaymina, Aleksei Shashko. Risk group of AIS is the key to its prophylaxis. Стендовый доклад.
- Aleksei Shashko, Sergey Kurchenko. Study of photodynamic impact on growth plates of long tubular bones in growing animals. Стендовый доклад.
- Дудин М.Г. Пинчук Д.Ю. Этиология, патогенез и профилактика идиопатического сколиоза. Факты и размышления. Устный доклад.
- Дудин М.Г., Фалинский А.А. Лечение детей с идиопатическим сколиозом в условиях Восстановительного центра (на примере Санкт-Петербурга). Устный доклад.
- Arseniev Aleksey, Khaymina Tatyana, Dudin Mikhail. Asymmetrical limb growth in patient with curtius syndrome: a case study. Устный доклад.
- Bitiyukov Konstantin. Scoliosis curve effect on externalrespiration. Стендовый доклад.
- Rybka Dina, Arseniev Aleksey, Arsenieva Marina. Age differences of ultrasound features of lower limb germ in children. Стендовый доклад.
- Дудин М.Г., Фалинский А.А. Идиопатический сколиоз и компрессионные переломы тел позвонков – возможности консервативной ортопедии. Устный доклад
- Пугачева Н.В. Дыхательная гимнастика по Катарине Шрот в комплексном лечении идиопатического сколиоза. Устный доклад.
- Дудин М.Г. Этиология, патогенез т профилактика идиопатического сколиоза. Факты и размыщления. Устный доклад
- Дудин М.Г. Этиология и патогенез идиопатического сколиоза. Устный доклад.
- Дудин М.Г. Группа риска по сколиозу – ключ к его профилактике. Устный доклад.
- Пугачева Н.В. Наш опыт применения упражнений на подвесной системе «Экзарта» в комплексном лечении детей с болезнью Шоерманн-Мау. Устный доклад
- Фалинский А.А., Дудин М.Г., Арсеньева М.С. Комплексное лечение компрессионных переломов у детей. Устный доклад
За отчетный период опубликовано 34 печатные работы, из них одна монография:
Публикации
Получены патенты на изобретение:
- Чичерин А.В., Бронников В.А., Пинчук Д.Ю., Шугар О.П. Способ лечения синдрома дефицита внимания у детей. (RU 2518233);
- Василевич С.В., Гольдберг Я.Б., Арсеньев А.В., Дудин М.Г. Способ скрининговой диагностики нарушений опорно-двигательной системы. (Положительное решение о выдаче патента от 29.05.2014г.).
22.05.2014г. учреждение посетил ведущий вертебролог мира профессор Ж. Дюбуссе (Франция), который высоко оценил работу Центра, его научно-практические достижения.
ВЫВОДЫ.
1. За отчетный период СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» выполнил план по койко-дням на 101%. Работа койки в году – 325 дней.
2. В Центре получило лечение 1 693 ребенка, 7% из них составили дети-инвалиды.
3. В отчетном годы внесены и приняты на общем собрании работников дополнения к Коллективному договору, а с 01.04.2014г. осуществлен перевод работников учреждения на систему «Эффективный контракт».
4. Финансирование в целом за отчетный период увеличилось на 23%. Бюджетное финансирование составило 146,3 млн. руб. (+22%), внебюджетное финансирование – 10,5 млн. руб. (+42%).
5. За отчетный период по прежнему уделялось большое внимание улучшению условий проживания, лечения, обучения и ухода за детьми. Проведены косметические ремонты некоторых спальных и служебных помещений клинических отделений, отдельных лечебных кабинетов, замена полов школьных коридоров, ремонт и оснащение соответствующим оборудованием детского гардероба и др. Аварий на инженерных сетях не было. Оснащен мебелью и необходимым оборудованием концертный зал для детей.
Большое внимание уделялось обеспечению пожарной и экологической безопасности, охране труда. Мероприятия, предусмотренные адресной Программой по пожарной безопасности на 2014г., выполнены в полном объеме. Несчастных случаев на производстве в отчетном году не было.
Функционирует интернет – сайт (русская английская версии), на котором представлена структура и характеристика всех служб учреждения, дана контактная информация, освещаются основные события в жизни Цента и результаты его деятельности, имеется возможность задать вопрос или оставить отзыв.
Материально-техническая база учреждения в целом удовлетворительная. Однако амортизация медицинского оборудования составляет 65%. Требуют замены отдельные диагностические установки (УЗД), физиотерапевтические аппараты, аппараты для механотерапии и тренажерной гимнастики, функциональные кровати.
6. Работа с кадрами. Приоритетное направление – повышение квалификации сотрудников. Курсы специализации и усовершенствования закончило 9 врачей, 13 медсестер и 5 других специалистов с высшим образованием. Кроме того, на базе учреждения проведено 5 семинарских занятий для врачей и 5 лекций для среднего медперсонала.
Повысили или подтвердили аттестационную категорию: 8 врачей, 15 медсестер, 17 педагогов. Процент аттестованных: врачей – 80, медсестер – 78, педагогов – 66.
За высокие показатели в работе в 2014 году поощрено 45 человек.
Отмечается низкая укомплектованность кадрами (52%), в первую очередь кадрами младшего медицинского персонала и рабочих по обслуживанию здания (на наш взгляд, связано с низкими тарифами оплаты труда).
7. Лечебно-диагностическая работа.
- Продолжает работу амбулаторная служба (в 2014 году проведено 125 амбулаторных консультаций).
- В 2014 году в работу диагностической службы внедрены новые методы диагностики: реография сосудов головного мозга; УЗ-допплерографическое исследования периферического кровообращения; методика оценки угла ротации позвонка на вершине сколиотической деформации с помощью компьютерной программы AngleSpine. В работу отделения лучевой диагностики введен локальный сервер, на который копируются результаты рентгенологического исследования пациентов для последующего хранения с возможностью доступа к базе данных врачей всех отделений непосредственно со своего рабочего места.
- В комплексном лечении больных используются все новейшие методы и технологии кинезотерапии, физиотерапии, массажа и медикаментозного лечения, активно используются различные эффективные протезно-ортезные изделия. В 2014 году внедрены новые методы аппаратной физиотерапии и кинезотерапии: ударно-волновая терапия при дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов и позвоночника; фототерапия поляризованным светом при травмах и дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов и позвоночника; механотерапия на аппарате «Артромот» при контрактурах коленных и тазобедренных суставов.
- Эффективность лечения в целом составила 97%.
- Индекс здоровья в 2014 году увеличился на 0,2 и составил 0,84.
- Обоснованных жалоб на качество медицинской помощи не было.
8. Педагогическая служба Центра ведет эффективную работу над созданием максимально комфортных условий для лечения и обучения детей с заболеваниями ОДА, находящихся на длительном стационарном лечении.
9. Большое внимание уделяется выполнению научно-практической работе. За 2014г. сотрудниками ВЦДОИТ:
- Сделано 18 устных и 6 стендовых докладов на различных съездах, научно-практических конференциях, в т.ч. с международным участием.
- Опубликовано 1 монография и 33 других печатных работ в разных изданиях.
- Получено 2 патента на изобретение.