Новости
Главная \ Новости

Новости

« Все новости

Отчёт главного Врача

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный Центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее ВЦДОиТ) в 2015 году действовало на основании Устава утвержденного КУГИ г. Санкт-Петербурга (распоряжение от 19.12.2011г. № 3521-рз «О переименовании СПб ГУЗ ВЦДОиТ «Огонек» и утверждении Устава в новой редакции»).

ВЦДОиТ рассчитан на 236 круглогодичных коек, в т.ч. 10 платных, для детей в возрасте от 4 до 17 лет с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата.

Профиль коек: ортопедический – 150 коек, травматологический (в т.ч. с последствиями ожоговой болезни) – 86 коек (распоряжение Комитета по здравоохранению от 10.10.2013г. №509-р).

ВЦДОиТ имеет:

  1. 1.                      Лицензию на право осуществления медицинской деятельности № ФС-78-01-02542. Лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 15.03.2012г. бессрочно.
  2. 2.                      Право на предоставление платных медицинских услуг населению (распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 05.06.2012г. № 257-р «О перечне государственных учреждений здравоохранения, предоставляющих платные медицинские услуги населению»).
  3. 3.                      Свидетельство о государственной регистрации российской организации (серия 78 № 008475450 от 19.01.1993г.). Единый государственный регистрационный номер 1027808913461.
  4. 4.                      Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №78.01.07.000.М.0011251.12.11 от 22.12.2011г. о соответствии здания, помещения, оборудования и иного имущества, используемого учреждением для осуществления медицинской деятельности, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

В 2015г. в рамках благоустройства территории:

- закуплен трактор для уборки и благоустройства территории;

- для создания зеленого газона на части земельного участка учреждения, проведены планировка земли и обогащение грунта плодородной почвой, посеяна газонная трава;

- выполнены работы по созданию и оборудованию скамейками (изготовлены так же собственными силами) дорожки к памятнику «Победа», установленному на территории Центра 28.04.2015 (к 70-летию Победы).

Для обеспечения пожарной безопасности учреждения в отчетном году:

- проведено текущее техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), речевого и звукового оповещения и управления эвакуацией при пожаре,  внутреннего пожарного водопровода; поверка вентиляционных систем и лестниц;

- установлена автоматизированная система передачи извещений;

- проведено командно-штабное учение на тему: «Эвакуации пациентов при возникновении пожара на отделении физиотерапии»;

- на базе Центра совместно с ГКУ «ПСО ППС» проведено показательное занятие по тушению пожара и  4 учебно-тренировочных занятий по организации эвакуации детей и персонала при ЧС;

В 2015 г. отделом надзорной деятельности Петродворцового района проведена плановая проверка  учреждения по пожарной безопасности. Нарушений законодательства не выявлено.

Аварий на инженерных сетях в учреждении в 2015г. не было.

Для улучшения условий пребывания детей и нормального функционирования учреждения в 2015г.  проведены следующие работы: косметический ремонт палат 2-го  и 3-го отделений, ординаторской 5-го отделения, 8-го и 10-го классов, 2-х залов лечебной физкультуры (с ремонтов полов и укладкой напольного покрытия для спортивных залов), в   овощном цеху, коридоре и душевой столовой; ремонт полов с укладкой плитки в кабинете бальнеолечения, с укладкой линолеума в коридорах 2-го отделения и бассейна, процедурных 2-го и 4-го отделений, кабинете озокерита;  замена чугунных труб канализации на пластиковые в 1-м и 2-м отделениях, в подвале; замена накопительной емкости горячей воды в котельной; ремонт крыши гаража с заменой стропил и настилом новой кровли.

Приобретено медицинское оборудование: аппарат для высокочастотной магнитотерапии «ВЧ МАГНИТ-МЕД ТеКо», аппарат низкочастотной магнитотерапии «Магнитер» облучатель–рециркулятор ОРУБп-3-3 «КРОНТ», аппарат для проведения пневмомассажа BTL-6000 (с принадлежностями), массажный стол «Heliox Ultraline» с электроприводом – 7 шт., подвесы (тазовый, для ног, для головы) – 4 шт. и эластичный жгут – 4 шт. для подвесной системы «Экзарта», утяжелители неопреновые для верхних и нижних конечностей – 78 пар, медицинболы – 46 шт., коврики гимнастические – 20 шт., латексная лента «Терра-Банд» – 22 метра, эластичный жгут «Терра-Банд» - 30,5 метров, подоскоп «Гринфут» – 2 шт.,  тонометры для измерения АД – 2шт., кровати палатные – 10 шт., рамы Балканского РБ-2 с принадлежностями – 2 шт., анализатор гематологический автоматический IRIT-2900, холодильник лабораторный.

Так же в 2015 г. приобретено: школьный автобус «Volkswagen», школьные парты, стулья, оборудован лингафонный кабинет, морозильная камера, пищеварочный котел, мясорубка, весы платформенные.  

РАБОТА С КАДРАМИ

Укомплектованность кадрами в 2015 году составила  52%. Низкий показатель в первую очередь связан с очень низкой укомплектованностью младшим медицинским персоналом (28%) и работниками хозяйственной службы (45%). Главными причинами низкой укомплектованности этими категориями кадров являются: низкие тарифы заработной платы и отдаленность от города.

Приоритетное направление в работе с кадрами – повышение квалификации. В 2015 году курсы усовершенствования закончили и получили соответствующие сертификаты 2 врача, 2 инструктора-методиста ЛФК с высшим образованием, 12 медицинских сестер.  

Кроме того, с целью повышения квалификации врачей в Центре проведено 16 семинарских занятий по различным темам детской травматологии-ортопедии и педиатрии в целом.

Процент имеющих сертификат:врачи – 100%, средний медицинский персонал – 98% (Не имеет сертификат, но имеет право работать по специальности 1 медицинская сестра, которая окончила 2-х годичные курсы медицинских сестер (основание: информационное письмо МЗ РФ от 10.03.1999 № 15-00102-3).

Процент сотрудников, имеющих квалификационную категорию:

- врачи – 75%;

- средний медицинский персонал – 78%;

- педагогический персонал – 68%.

В  2015 году за высокие показатели в работе было поощрено 33 работника, из них: Министерством здравоохранения РФ – 1 чел., Комитет по здравоохранению Санкт – Петербурга – 5 чел., администрацией Петродворцового района – 2 чел., главным врачом СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» - 25 чел.

Цвирко Е.И., медицинская сестра по массажу, заняла  2-е место в конкурсе «Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием» в номинации «Лучшая медицинская сестра учреждения детской стационарной помощи».

КОЕЧНЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Функцию отбора пациентов для лечения в условиях ВЦДОиТ выполняет Врачебная Комиссия учреждения. В своей работе комиссия руководствовалась «Показаниями и противопоказаниями для поступления в ВЦДОиТ «Огонек» и разнарядкой мест на 2015 год. В 2015 г. проведено 81 заседание Врачебной комиссии по отбору пациентов для лечения в Центре.

В целом, необходимо отметить активную работу районных ортопедов, врачей стационаров города по направлению больных на лечение в ВЦДОиТ «Огонек». Разнарядка выполнена на 114% (по поликлиникам - 107%, по стационарам – 136%), в 2014г. - на 110% . Приняты документы у 1 703 детей, из них: санаторно-курортные карты оформлены в поликлиниках города -  1 225, в стационарах –  478.

 Не выполнена разнарядка (с учетом отказов Врачебной комиссии)  в следующих районах: Василеостровский (-4 места), Калининский (-11 мест), Московский (-8 мест), Приморский (-4 места).  Эти места были отданы детям, направленным сверх разнарядки из других районов города.

Следует так же отметить, что рядом районов в течение года по-прежнему не соблюдались месячные лимиты мест (Красносельским,  Кировским, Калининским, Приморским,  Фрунзенским, и др.). Этот факт значительно затруднял работу комиссии и приводил к негативным реакциям со стороны родителей и пациентов.

 

Анализ выполнения разнарядки

 

Район

План кол-ва мест

Направлено больных

Отказано  в лечении

Приняты докум-ты.

1.

Адмиралтейский

36

38

-

38

2.

Василеостровский

44

42

2

40

3.

Выборгский

106

120

9

111

4.

Калининский

100

94

5

89

5.

Кировский

80

99

7

92

6.

Колпинский

44

45

1

44

7.

Красногвардейский

78

83

4

79

8.

Красносельский

90

122

14

108

9.

Кронштадтский

17

21

-

21

10.

Курортный

14

16

1

15

11.

Московский

57

50

1

49

12.

Невский

105

110

5

105

13.

Петроградский

27

44

3

41

14.

Петродворцовый

39

72

1

71

15.

Приморский

123

131

12

119

16.

Пушкинский

44

51

1

50

17.

Фрунзенский

101

117

15

102

18.

Центральный

45

53

2

51

 

Всего из поликлиник

1150

1308

113%

83

6%

1225

107%

19.

Стационары

350

481

137%

3

0,6%

478

136%

 

Итого

1500

1789

119%

86

5%

1703

114%

Врачебная комиссия учреждения отказала в лечении в условиях ВЦДОиТ 86 пациентам (5% от числа направленных детей). Причины отказа: нет показаний –38, наличие противопоказаний – 1, нет санаторно-курортной карты – 3, нет мест в районе – 41, дети не являются жителями СПб – 3. Отказы из-за отсутствия мест в районе наблюдаются в основном в весенне-летний период, когда на комиссию направляется значительно большее количество пациентов, чем выделено мест по разнарядке.

Основные показатели использования коечного фонда

№ п/п

Показатель

План

Фактическое выполнение

Всего

2015г.

Всего

2014г.

Гос. задание

Платные услуги

Гос.

задание.

Плат ные услуги.

1.

Мощность

226

10

226

10

236

236

2.

Число пролеченных больных

1500

80

1663

115

1778

1693

3.

Пролечено инвалидов

-

118

6,6%

118

6,6%

132

4.

Пролечено сирот

-

26

1,5%

26

1,5%

39

2,3%

5.

Койко-дни

72 772

3 220

73 512

101%

3518

109%

77 030

101%

76 634

101%

6.

Работа койки в году

322

322

325

351

326

325

7.

Оборот койки

6,6

8

7,4

11,5

7,5

7

8.

Число дней пребывания на койке

48

40

44

31

43

45

9.

Процент этапной госпитализации

23

-

27

-

27

22

10.

Процент продления лечения

-

-

2,3

1,7

2,3

1,9

11.

Процент досрочной выписки

-

-

3,8

-

3,8

3,8

 

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 За отчётный год проведено 118  амбулаторных консультаций. Первично осмотрено 109 пациентов, повторно – 9. Амбулаторные консультации в ВЦДОиТ относятся к платным услугам. Запись на консультацию проводится по телефону или при обращении через интернет-сайт учреждения.

В клинико-биохимической лаборатории и лаборатории ИФА обследовано первично 1 386 детей (82%), в 2014 г.– 1 403 ребёнка (83%). Проведено исследований – 15 430. Исследований на 1 ребёнка – 10.

            В отделении лучевой диагностики всего за 2015 год проведено 3 916 исследований (в 2014г. – 3 878). Первично обследовано 1 529 детей (86%), из них рентгенологически – 738 детей. Исследований на одного ребёнка – 2,6.

В отделении функциональной диагностики и биомеханики всего проведено 19 294  исследований, 2014г. – 16 013. Обследовано 99% детей.  Применялись следующие методы исследования: ЭКГ,  Холтеровское ЭКГ мониторирование,  ЭМГ поверхностная,  Спирография, Реоэнцефалография,  Функциональное исследование стоп на аппарате «Foot-scan»,  Плантография, Подометрия,  Оптическая топография всего  на одного ребенка проведено 11 исследований.

Врачом неврологом первично осмотрено 34% пациентов, ЛОР врачом 46%.Всем нуждающимся было назначено и проведено соответствующее лечение сопутствующей патологии. Врачом – стоматологом принято 1 428 (80%) первичных больных, из них – 32% нуждалось в лечении. За время пребывания в Центре 18% из числа нуждающихся было санировано. В стоматологическом кабинете активно ведется профилактическая работа и обучение детей уходу и гигиене рта. Не высокий процент полной санации связан с кратковременностью пребывания пациентов в учреждении.

Охват пациентов методами ЛФК, учитывая специфику учреждения, остаётся равным 100%. Формы ЛФК: лечебная гимнастика (групповые процедуры), лечебная гимнастика (индивидуальные процедуры), тренажерная гимнастика, ФБУ с ОС, лечебное плавание. Дин ребёнок в среднем получает более 60 процедур различных форм. Количество процедур лечебной физкультуры на одного ребенка достаточно для получения положительного результата.

Массаж (в среднем 12 процедур) проводился с охватом 94% больных. 110 детей  (6%) имели противопоказания или были выписаны досрочно.

В отделении ФТЛ получало лечение 1 776 детей (99,9%). Два ребенка имели противопоказания. Количество процедур на 1 ребенка – 42.  Внедрено комбинированное лечение болезни Осгуда-Шлаттера:

1-й этап – ударно-волновая терапия №5;

2-й этап – фотодинамическая терапия №5.

По данной методике пролечено 7 пациентов. Эффективность лечения оценивалась по изменениям данных ультразвуковой диагностики и клиническим признакам болезни. Эффективность метода 100%.

В кабинете рефлексотерапии пролечено  156 детей (8,8%). Количество процедур на одного ребёнка – 12. Эффективность лечения высокая, она составила 93,6% . Рефлексотерапия проводилась методами классической иглорефлексотерапии, магнитопунктуры, светопунктуры, ЦЗЮ-терапии, СУ-ДЖОК терапии.

Протезно-ортезными изделиями снабжен 301 пациент (17%).

Медикаментозным лечением охвачено 100% больных. Нами широко применяется витаминотерапия, препараты влияющие на формирование костного скелета (препараты кальция, остеогенон, витамин D и др.), хондропротекторы (структум, структувит, хондроитин сульфат и др.), препараты влияющие на микроциркуляцию (трентал), метаболическая терапия с преимущественным воздействием на соединительную ткань (аскорбиновая кислота, глюкозаминосульфат или хондроитинсульфат, янтарная кислота, витамин Е).

Питание детей проводится по трем возрастным группам (4-6 лет, 7-10 лет, 11-17 лет), в одну смену, 5 раз в день.

Ежедневное меню составляется в соответствии с заверенным ТО Роспотребнадзора по СПб в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах двухнедельным цикличным меню, разбитым на два сезона (зимний и летний). Используется основная диета №15. По показаниям были использованы гипоаллергенная диета, диета №8 у детей с ожирением, индивидуальная диета (аглютеновая) у детей с целиакией. При организации лечебного питания проводится витаминизация пищи и используются продукты обогащенные микронутриентами (такие как хлеб, клюква, брусника, квашенная капуста и т.д.). В летний период используются овощные блюда из овощей без термической обработки. Ежедневно в меню присутствуют фрукты, фруктовые соки.

Число не болевших детей в 2015г. составило 1474 ребенка (83%). Среди заболеваний превалируют ОРВИ – 257 случаев.

Эффективность лечения в 2015 году составила 96,4%.

Для оценки качества медицинской помощи и удовлетворенности лечением в отчетном году проводился опрос родителей пациентов до 15 лет и пациентов 15 лет и старше.  Опрошено 1 768 человек (99,4% от числа пролеченных больных), из них 1 750 человек (99%) удовлетворены качеством медицинской помощи.

Для повышения качества медицинской помощи в центре создана и функционирует служба управления качеством медицинской помощи. В 2015 году ежемесячно проводился контроль качества медицинской помощи с применением индикаторов качества

Так же, службой качества медицинской помощи в 2015 году проведено 79 целевых экспертиз, из них:

- с применением автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи (АТЭ КМП) – 64 экспертизы;

- без применения АТЭ КММП – 15 экспертиз.

Поводом для проведения экспертиз без применения АТЭ КМП послужило: выписка пациентов за грубое нарушение правил внутреннего распорядка – 13 случаев, продление лечения – 2 случая. КМП во всех случаях надлежащее.

 Поводом для проведения целевых экспертиз с применением АТЭ КМП послужило: отклонение сроков лечения более чем на 50% – 52 экспертизы; травма пациента – 2 экспертизы; отсутствие положительного эффекта по окончанию полного  курса лечения – 4 экспертизы; неудовлетворенность лечением – 6 экспертиз.

КМП надлежащее отмечено в 59 случаях (92%). КМП не надлежащее  – 5 случаев (8%).В целом риск возникновения ВО по результатам целевых экспертиз составил 0,19.

В отчетном году была проведена одна тематическая экспертиза на тему «Оценка качества лечения детей с компрессионными переломами тел позвонков».  

По результатам тематической экспертизы принято управленческой решение (распоряжение главного врача от 29.05.2015г. №3), предусматривающее подготовку презентации и проведение семинара по правилам ведения медицинской карты стационарного больного, а также усиление контроля со стороны заведующих отделениями выполнения протоколов оказания медицинской помощи и ведения медицинской документации.

За отчетный период в учреждение поступило 2 жалобы.   По результатам проведенного в учреждении служебного расследования жалобы не обоснованные

 

 

 УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

        Основной целью работы педагогического подразделения ВЦДОиТ «Огонек» является создание максимально комфортных условий для лечения и обучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: отрыв от семьи, необходимое сочетание учебного и лечебного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива.

         Коллектив педагогов  работает над темой «Создание среды, способствующей успеху в образовательном и воспитательном процессах». Реализация методической темы проходит по двум направлениям. В 2015 году коллектив учителей  продолжил  работу над темой «Повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения». Коллектив воспитателей работает  над темой «Формирование личности ребенка на основе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (с 2012г.).

Методическая работа осуществлялась через деятельность проблемно-творческих групп. В школе Центра работает шесть проблемно-творческих групп по следующим направлениям:

  • Проектирование универсальных учебных действий – основа успешного внедрения общеобразовательных стандартов второго поколения.
  • Повышение качества знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий.
  • Педагогические технологии в начальной школе на основе активизации деятельности учащихся как средство повышения качества знаний.
  • Подвижные и спортивные игры  как средство снятия психологического и эмоционального напряжения.
  • Метод творческого проекта на уроках английского языка.
  • Система работы по подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ.

Основная образовательная программа дошкольной группы 1 отделения «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой. М.А. (издание 3, исправленное и дополненное).

Основные технологии: мнемотехника, игро-тренинг, методика  ТРИЗ.

Виды занятий и их количество в неделю:

- ознакомление с окружающим миром, предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание – 1;

- развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 2;

- ознакомление с художественной литературой – 1;

- развитие элементарных математических представлений – 1;

- рисование – 1;

- лепка, аппликация, конструирование, ручной труд – 1;

- музыкальные занятия – 3;

- сказка-терапия – 1.

В школе обучаются дети с 1 по 11 класс на основе Государственного образовательного стандарта. Работает 15 классов

            Средняя наполняемость классов – 17-18 человек. Режим обучения 5-дневная неделя. Время проведения уроков в течение года – вечер, с 15-00 до 19-10. В пятницу с 15-00 до 18-20. В первой половине дня проводятся дополнительные занятия по всем предметам. Со второго класса учащиеся изучают иностранные языки: английский и немецкий.

Деятельность школы организована по трем направлениям:

1)      учебная деятельность;

2)      внеклассная работа – «Познание и творчество» - реализация проекта, проведение предметных декад;

3)      воспитание и социализация учащихся.

В рамках внутришкольного контроля с целью отслеживания уровня знаний, умений и навыков у обучающихся, в течение года проводились административные контрольные работы во 2 – 11 классах.

Анализ контрольных работ показал, что основная часть школьников освоила программный материал на хорошем уровне. В основном все учащиеся подтвердили свои оценки, с которыми они пришли к нам в Центр.

Внеклассная работа. Четвертый год педагоги реализуют проект «Познание и творчество». Используются предметные декады.

Предметные декады проводились по графику, утвержденному методическим советом школы. В учебном году были проведены следующие декады: «Ты и твое здоровье», «По странам и континентам», «В стране математики», «Могучий русский язык», «О спорт - ты жизнь», «Путешествие по странам Скандинавии», декада истории и обществознания.

        Воспитание и социализация учащихся. Основная цель: воспитание творчески активной и самостоятельной личности.

Основными  задачами по достижению данной цели являются:

-создание развивающей среды обеспечивающей развитие всесторонней личности ребёнка;

- воспитание у детей гражданственности, духовности, инициативности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе.

Организация досуга для детей.

Организация досуга детей в ВЦДОиТ «Огонёк» планируется с учетом особенностей детского временного коллектива.  Досуговая деятельность направлена на адаптацию ребенка, творческое развитие личности.

Основными направлениями в работе 2015 года стали Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей,находящихся на лечении в нашем Центре.

Методические темы воспитателей  ВЦДОиТ» Огонек»:

 «Гражданско-патриотическое воспитание»; «Школа этикета Нравственное воспитание детей 3 – 5-х классов»; «Влияние сказкотерапии на успешную адаптацию детей в ВЦДОиТ «Огонек»;  «Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к разрешению различных жизненных ситуаций, как основа социальной адаптации подростков»;  «Восстановление социального статуса подростков путем воспитания этической культуры, формирования осознанно-мыслительного мировоззрения»; «От нравственного выбора к жизненному пути»; «Психологическое здоровье подростков в условиях временного детского коллектива»; «Игровой тренинг как средство успешной адаптации младших школьников в ВЦДОиТ «Огонёк»; «Азбука Здоровья»; «Музейная педагогика»; «Нравственное и патриотическое воспитание через историческую память и произведения искусства»; «Подготовка к школе» «Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста» «Игровой тренинг как средство адаптации младших школьников»; «Формирование сплоченности коллектива в старшем подростковом возрасте. Психолого-педагогическое сопровождение старших школьников».

Формы работы с детским коллективом.

В ежедневный досуг входят: различные игры, беседы, викторины, театрализация миниатюр, музыкальные занятия, просмотр документальных фильмов и подготовка презентаций, рисование и другие. Большим спросом и интересом у детей пользуется  оформленный  в вестибюле  около 2 отделения уголок под мини библиотеку.

Праздничные дни: тематические праздники, концерты, литературные и музыкальные композиции, театрализованные вечера, встречи с интересными людьми, дискотеки, конкурсы песен и хороводов, конкурсы поделок, газет, рисунков.

 В каникулярное время планируются тематические недели (которые предполагают ежедневные различные мероприятия.

В работе педагоги Центра активно используют социопространство, т.е. работа вне стен Центра. В этих рамках дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании п. Стрельна, «Дворцом Конгрессов». Традицией стало проводить совместные мероприятия с библиотекой им. Ю. Инге, как у них на площадке, так и в Центре. Проводятся совместные праздники, экскурсии по музею, литературные чтения, просмотры и обсуждение документальных видео фильмов и книжных новинок. Проводятся беседы, театрализованные вечера, вечера загадок, викторины, ребусы, раскрашивание иллюстраций известных книжек. Проводятся мастер-классы по изготовлению подарков и сувениров своими руками, встречи с писателями, интерактивные игры к юбилеям книг и писателями.

В Центре традиционно проводятся мероприятия, используются различные формы работы, в т.ч. тематические игры на местности «Кладоискатели», также  «флеш-мобы», театрализованные прогулки, балы, где принимают участие не только активисты, но и все дети.

Разработанные и осуществленные в 2015 году  проекты:

  1. Конкурс рисунка «Веселый зоопарк» к 150-летию Ленинградского зоопарка.
  2. Политинформация «Право знать».
  3. Конкурс «Лучшая утренняя гимнастика» (на 5 отд., вместе со специалистами ЛФК)
  4. Участие в городском виртуальном проекте «ДоброПочта».
  5. Участие и  выступление детей в проекте «ДоброПочта» на городском семинаре 11.12.15 г.
  6. Смонтированы отснятые видео материалы для видеофильмов по темам:

«Лучшее лето в Огоньке», «Наша память», «Бессмертный полк», «Последний бой» (Реконструкция  боя - высадки морского десанта), «Театрализованная прогулка в Стрельну», «Летний бал на пленере».

Организация экскурсионной и краеведческой работы.

Эта работа проводится в каникулярное время и праздничные дни, в основном пешеходные экскурсии. Во время пешеходных экскурсий дети знакомятся с историей Петергофской дороги и ближайшими усадьбами, дворцом - музеем Петра 1, Коттеджем, Фермерским дворцом, Константиновским дворцом, малыми дворцами Петергофского заповедника.  С приобретением автобуса, экскурсии планируются и осуществляются не только в будни, но и  в выходные дни; и дети посещают места боев, проходившие во время ВОВ Стрельны и Петергофа, знакомятся с памятными местами Петродворцового района, изучают краеведение и историю «малой родины».  

Традицией для «Огонька» стали Акции «Помним, чтим, гордимся!» «Свеча памяти», Линейки Памяти проводимые к памятным датам, которые способствуют поднятию высокого духа патриотизма и вызывают чувство гордости за свою страну.

В Центре разработаны презентации по краеведению:  «Зеленый пояс славы», «Поселок Стрельна», «Александрия. Коттедж». ,

Вот уже несколько лет подряд Центр сотрудничает с руководством «Дворца Конгрессов» в плане экологического просвещения граждан и дети с педагогами принимают самое активное участие в ежегодных  конференциях и Акции  ЭКО-десант «За чистый берег Стрельны».

Организация праздников, традиционные формы работы.

За отчетный 2015 год проделана большая работа, проведено более 1048 различных по формам работы мероприятий.

К 70-летию Великой Победы у памятника на территории Центра прошла торжественная церемония возложения цветов. Состоялось шествие «Бессмертный полк», в котором приняли участие не только дети-пациенты, но и ветераны ВОВ, представители администрации г. Петергофа и Санкт-Петербурга, сотрудники Центра и родители детей.   Детьми и сотрудниками Центра была воссоздана реконструкция «Последнего боя Стрельнинско-Петергофского  морского десанта».

Традиционная Масленица в конце февраля, вот уже много лет отмечается весело и ярко; на уличный праздник  дети приглашают родителей.

В период летних каникул  проведены два костюмированных бала на пленэре, в том числе, один в Орловском парке (Стрельна). Так же были проведены: театрализованные пешеходные и автобусные экскурсии «Прогулки по Стрельне»,  Петергофу (в Верхний сад), во «Дворец Конгрессов» (Константиновский дворец), Новогодние елки со сладкими подарками.

Для театрализованных спектаклей и композиций, дискотек и танцевально игровых вечеров используется холл «Зимний сад», который оборудован светомузыкой и акустической аппаратурой.

Учитывая занятия театрализацией, постоянно пополняется костюмерная новыми костюмами.

В вестибюле Центра через типографию  обновлены 4 рекламных стенда, рассказывающих о профессиональной деятельности врачей, педагогов и воспитателей  под общим названием «Мы – вместе!».

В 2015г. выпущено 5 номеров газеты «Огонек», ежемесячно оформляется Информационный стенд для родителей. Подготовлены и напечатаны бланки Благодарственных писем и Грамот, изданы Блокноты с логотипом Центра и общим девизом «Мы вместе».

В Центре работают 2 кружка: английский язык, музыкальный.

За 2015 год было охвачено 20 % детей в течение года и 70% в летний период.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Дети, которые поступают в Центр, ежедневно учатся соблюдать и преумножать  навыки здорового образа жизни (ЗОЖ). Весь педагогический коллектив постоянно акцентирует и контролирует правила ЗОЖ, начиная с  правильной ходьбы, осанки, нахождения за партами и проведению различных мероприятий связанных с навыками выполнения ЗОЖ. Постоянно Центр сотрудничает с Музеем гигиены, который обеспечивает детей  буклетами, постерами, научной литературой, газетами о здоровом образе жизни.

В период летней оздоровительной кампании с июня по август для детей и подростков на всех отделениях проведены мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ:

  • «Спортивный праздник детства» (игры, конкурсы, спортивные состязания с призами и подарками) (1 июня – День защиты детей);
  •  «Веселые старты» в рамках турнира по пионерболу и бадминтону для всех отделений на уличной площадке (29 июня);
  • «Уроки здоровья» (8 встречи, беседы и просмотр док. мультфильма  вместе с сотрудниками Музея гигиены +  буклеты и постеры (июль-август );
  •  «Спорт на планете – здоровые дети!» (спортивный праздник со спортивными  играми,  веселыми конкурсами, с призами за 1 место)    (2 июля);

Однако, нужно сделать акцент на следующие проведенные мероприятия, посвященные ЗОЖ, в том числе с Музеем гигиены:

  1. Политинформация с презентацией по ЗОЖ для 3-5-х отделений.
  2. Анкеты – 1: «Здоровью – ДА!» (1 отд.)
  3. Беседы – 64: «Азбука здоровья» (к Всемирному дню здоровья), «Основы правильного питания», «Наш режим дня», «Моем руки, чистим зубы» (о гигиене здоровья), «Добрый доктор Айболит» (ко Дню мед. работника) ,«Правила поведения на улице, на прогулке», «В человеке всё должно быть прекрасно» (внешний вид), «Как  себя обезопасить от укуса клещей», «Вирус сквернословия», «Правда о наркотиках», «Мы – отражение того, чем мы питаемся», «Пять яблок в неделю спасут от ста болезней», «Что полезного в мясе и рыбе?», «Наш девиз - ЗОЖ», «Особенности ортопедического режима. Мотивация на лечение», «Гигиена – наше всё!», «О гигиене и о самом главном» (для девушек), «О вреде курения».
  4. Викторины – 6: «Мечтают взрослые и дети о безопасности на всей планете», «Курить – здоровью вредить!».
  5. Игры – 5: Ролевая игра по ПДД, «Услышь свое имя» (игра с мячом), «Веселая эстафета с мячом», Игра-турнир «Шахматный король» (на 5 отд.).
  6. Просмотр кинофильмов:  «ЗОЖ»(3 отд.),  «Внимание - наркомания!»(4 отд.),  «Я выбираю жизнь!»(5 отд.).
  7. 7.    В рамках Программы социализации молодежи были определены тематические недели:

- 15 – 21 июня   Неделя здоровья: «Здоровье-всё, но всё-это здоровье!»;

- 24 -30 августа   Неделя ОБЖ:  «Мечтают взрослые и дети  о безопасности движения по всей планете»;

- 10 – 16 августа   Неделя спорта: «О спорт, ты мир!».

РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.

Цель: психолого-педагогическое  сопровождение ребёнка в условиях оздоровительно-образовательного процесса в  ВЦДОиТ «Огонёк».

Основу программы психолого-педагогического сопровождения составляет операциональный  блок включающий в себя  четыре подблока:  диагностический, коррекционный, консультативный, информационный.

 Диагностический блок

Используются следующие  методы: проективные тесты («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществуюшее животное», семейная социограмма, «Дом. Дерево. Человек», «Человек. Человек под дождём»),  методика САН, методика диагностики показателей и форм агрессии Басса–Дарки, цветовой тест Люшера, исследование самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина, диагностика уровня тревожности младших школьников Р.Тэммла, М.Доркии , Шкала CMAS, диагностика  уровня депрессивного состояния Зунга, диагностика  характерологических особенностей личности  Т.В.Матолиной, ПДО, многофакторный личностный опросник Кеттелла, диагностика отношения к болезни ТОБОЛ Л.И.Вассермана,  диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.М.Прихожан, тест школьной  тревожности Филипса, экспресс-оценка типа личности по Тигеру (ТАРТ), МЛО.

 

 

 

Психодиагностическая работа                                            

Вид занятий

Количество

обследованных

детей

Количество

диагностических

встреч на одного ребёнка

Экспресс-диагностика вновь поступивших детей

1768

1

Углублённая диагностика по запросу  лечащих врачей, педагогов  или  родителей, подростков

278

1-3

Мониторинговое

исследование

270

1-2

Общее количество диагностик

2316

 

В рамках первичной диагностики  на первой неделе пребывания проведено исследования агрессивных форм проявления личности подростков. Выборку составили две группы подростков: группа младших подростков 10-13 лет (2-3 отделение) в количестве 385 человек и старших подростков 14- 18 лет (4-5 отделение) в количестве 385 человек.

Склонность к физической агрессии диагностируется в группе младших подростков, они реже проявляют вербальную агрессию по сравнению со старшими подростками, имеют повышенные показатели косвенной агрессии. Реакция раздражительности, негативизма и подозрительности свойственна старшим подросткам, что, вероятно, связано с возрастными психологическими и физиологическими особенностями испытуемых. Формирование чувство вины, скорее, связано с семейным воспитанием и воздействием социального окружения (детский сад, школа).

С октября 2014 года была внедрена методика ТОБОЛ, разработанная на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, направленная на исследование отношения к болезни пациентов. На базе Восстановительного Центра проводилось исследование отношения к  болезни по методике ТОБОЛ среди детей 12-13 лет из неполных семей в  количестве 25 человек. Для сравнения  исследование отношения к болезни было проведено  среди подростков 12-13 лет с лёгочной патологией, проходящих курс лечения в санатории «Петродворец» г. Санкт-Петербург. 

Подростки со сколиозом склонны относиться к болезни по эргопатическому типу (уход от болезни в деятельность). Подростки с диагнозом сколиоз «сжились» со своим диагнозом и, поэтому, во что бы то ни стало, стараются сохранить статус здорового человека. В отличие от сверстников, у подростков с лёгочной патологией превалирует сенситивный тип, для которого характерна чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут жалеть, считать, неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами. В целом в данной группе преобладает эйфорическое или агрессивное отношение к болезни, результатам лечения. Гармоничный тип отношения к болезни (реалистичный, взвешенный) при оценке  своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни, с выраженным стремлением во всем активно содействовать успеху лечения, а в случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких более предпочитаем в группе подростков со сколиозом.

Консультативный блок  включает в себя консультации подростков, родителей, медицинского и педагогического персонала.

Консультативная работа                                                             

Общее

количество

Подростки

Родители

Лечащие

врачи

Педагоги

1285

798

109

121

277

  Консультативная работа проводилась с целью более эффективной работы с детьми. Наибольшее количество консультаций проведено с воспитателями и лечащими врачами по поводу взаимодействия с агрессивными, тревожными,  замкнутыми и гиперактивными детьми на отделениях, а также по частным вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей и  подростков.

 Информационный блок

Данная  работа направлена на создание благоприятного психологического климата во временном детском коллективе, улучшение форм общения педагогов с детьми,  психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

Коррекционно-развивающий блок

 Обязательными в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками  являются следующие программы.

Используемые программы коррекционного блока.                                   

Название программы

Цель

«Психология общения»

Формирование коммуникативной компетенции, сплочение коллектива, развитие уверенности в себе,  создание положительного эмоционального фона

«Познай самого себя»

Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я».

Игротренинг адаптивности для младших школьников

Снижение уровня тревожности у  младших школьников, сплочение коллектива,  обучение основным методам саморегуляции для снятия внутреннего психоэмоционального напряжения.

«От нравственного выбора к жизненному пути» (на основе программы А.И Шемшуриной)

Помощь подростку в самоопределении, осознании отношений с окружающим миром, выборе жизненной  позиции, нравственных критериев

«Основы школы здоровья»

Формирования у подростка гармоничного отношения к здоровью, повышение мотивации к лечению

Одним из критериев  успешной адаптации является уровень тревожности. Исследование  уровня тревожности младших школьников проводилось  с помощью шкалы CMAS. Выборка составила 102 человек. Коррекционные занятия проводились по программе «Игротренинг адаптивности» 2-3 раза в неделю. Результаты отражают положительную динамику психоэмоционального состояния младших школьников.

Динамика уровня тревожности младших школьников   

Уровень тревожности

Первая

неделя пребывания

 

Последняя неделя пребывания

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокая тревожность

1

0,9%

-

-

Умеренная тревожность

62

60,8%

20

20,0%

Низкая тревожность

37

36,4%

77

77,0 %

«Чрезмерное спокойствие»

2

1,9%

3

3%

Количество обследованных детей

102

102

Коррекционные занятия способствовали снижению высокой тревожности до умеренной и низкой. Увеличился показатель по шкале «чрезмерное спокойствие», что не всегда является положительным моментом. Эти дети находились под наблюдением психолога на период адаптации.

В индивидуальной коррекционной работе используются преимущественно методы арт-терапии, психогимнастики, приёмы телесно-ориентированная терапии, игровая терапия.  Динамика психоэмоционального состояния оценивалась с помощью теста Люшера. По окончании коррекционных занятий положительная динамика составляла 96%. 

Практическая психокоррекционная работа                            

Вид занятий

Количество занятий

Количество детей

Индивидуальная  коррекционная работа

8-10 занятий

283

Групповая

коррекционная работа

10-12 занятий

509

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 

ВЦДОиТ является учебной клинической базой кафедр детской и взрослой ортопедии и травматологии, кафедры медицинской реабилитации, лечебной физкультуры и спортивной медицины, кафедры педиатрии №3 СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова, кафедры адаптивной физкультуры института им. Лесгафта, ГБОУ среднего профессионального образования педагогического колледжа №1 .

Продолжается активное сотрудничество с РосНИИТО им. Вредена  Санкт-Петербург, СПбНИДОИ им. Г.И.Турнера, институтом цитологии АМН РФ, НИИТО Нижний Новгород, Федеральным вертебрологическим Центром (Новосибирск),  СПб Университетом профсоюзов,  ЛГУ им. А.С. Пушкина.

С 2013 года и по настоящее время Центр является соучредителем международного междисциплинарного Симпозиума «Прага-Люблин-Сидней-С.Петербург».

В 2015г. сотрудниками Центра сделано 12 устных и  1 стендовый доклад на различных научно-практических съездах, симпозиумах и конференциях в том числе в городе  Кромержиж (Чехия), Риге (Латвия), Пловдиве (Болгария).

За отчетный период опубликована 21 печатная работа.

Подготовлено Учебное пособие (сдано в издательство) «Алгоритмы диагностики и лечения плоскостопия у детей»  под редакцией Дудина М.Г., авторский коллектив: Марков А.А.,  Хорольский И.А., Фалинский А.А., Арсеньев А.В.

 

Проект  «Разработка программно-аппаратного комплекса для скрининговой диагностики нарушений опорно-двигательной системы»  (Василевич С.ВА., Арсеньев А.В., Дудин М.Г.) стал финалистом конкурса «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

ВЫВОДЫ.

 

1. За отчетный период СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк» выполнил план по койко-дням на 101%. Работа койки в году – 326 дней.

2. В Центре получило лечение 1 778 детей, 6,6% из них составили дети-инвалиды.

3. Финансирование в целом за отчетный период увеличилось на 7%. Бюджетное финансирование составило 158,6 млн. руб., внебюджетное финансирование (оказание платных медицинских услуг) – 9  млн. руб.,

4. За отчетный период по прежнему уделялось большое внимание улучшению условий проживания, лечения, обучения и ухода за детьми. Проведены косметические ремонты некоторых спальных и служебных помещений клинических отделений, отдельных лечебных кабинетов и др. Аварий на инженерных сетях не было. 

Без привлечения дополнительного финансирования выполнены работы по создания зеленого газона и оборудованию территории Центра скамейками. Закуплен трактор. Тем не менее, территория Центра нуждается в дальнейшем благоустройстве и, в первую очередь, в капитальном ремонте  и организации  новых игровых площадок для детей с ограниченными возможностями.

Большое внимание так же уделялось обеспечению пожарной и экологической безопасности, охране труда. Несчастных случаев на производстве в отчетном году не было.

Материально-техническая база учреждения в целом удовлетворительная. В 2015г. на приобретение нового медицинского, технологического оборудования и технических средств обучения израсходовано более 1,8 млн. руб. Приобретен школьный автобус. Однако амортизация медицинского оборудования в настоящее время составляет 64%. Требуют замены отдельные диагностические установки (УЗД), физиотерапевтические аппараты, аппараты для механотерапии и тренажерной гимнастики, функциональные кровати.

6. Работа с кадрами. Приоритетное направление – повышение квалификации сотрудников. Курсы специализации и усовершенствования закончило 2 врача, 12 медсестер, 5 педагогов и 2 специалиста с высшим не медицинским образованием. Кроме того, на базе учреждения проведено 16 семинарских занятий для врачей и 5 лекций для среднего медперсонала.

Повысили или подтвердили аттестационную категорию: 1 врач, 8 медсестер, 10 педагогов. Процент аттестованных: врачей – 75, медсестер – 78, педагогов – 68.

За высокие показатели в работе в 2015 году поощрено 33 сотрудника учреждения.

По-прежнему, отмечается низкая укомплектованность кадрами (52%). В первую очередь кадрами младшего медицинского персонала и рабочих по обслуживанию здания (на наш взгляд, связано с низкими тарифами оплаты труда).

7. Лечебно-диагностическая работа.

- Продолжает работу амбулаторная служба (в 2015 году проведено 118 амбулаторных консультаций).

- В 2015 году в работу диагностической службы внедрен новый методы диагностики: тетраполярная реография по Кубичеку-Пушкарю.

- В комплексном лечении больных используются все новейшие методы и технологии кинезотерапии, физиотерапии, массажа и медикаментозного лечения, активно используются различные эффективные протезно-ортезные изделия. В 2015 году внедрен  новый, показавший высокую эффективность метод: комбинированное использование аппаратной физиотерапии при лечении болезни Осгуда-Шлаттера (1-й этап – ударно-волновая терапия №5; 2-й этап – фотодинамическая терапия №5).

- Эффективность лечения в целом составила 96%.

- Индекс здоровья - 0,83.

- Обоснованных жалоб на качество медицинской помощи не было.

8. В отчетном году активно работала служба управления качеством медицинской помощи. Ежемесячно проводился контроль качества медицинской помощи с применением индикаторов качества. Проведено 79 целевых и 1 тематическая экспертиза. По результатам тематической экспертизы принято и реализовано одно  управленческое решение.

9. Педагогическая служба Центра ведет эффективную работу над созданием максимально комфортных условий для лечения и обучения детей с заболеваниями ОДА, находящихся на длительном стационарном лечении.

10. Большое внимание уделяется выполнению  научно-практической работе. За 2015г. сотрудниками ВЦДОИТ:

- Сделано 12 устных и 1 стендовый доклад на различных съездах, научно-практических конференциях, в т.ч. с международным участием.

- Опубликовано  21 печатная работа в разных изданиях.

- Подготовлено и сдано в печать учебное пособие.

 

Главный врач СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

д. м. н., профессор М.Г.Дудин